ПДД
Проблема безопасности дорожного движения на данный момент является одной из важнейших.
В России увеличилось число дорожно-транспортных происшествий с участием детей, так как ребенок недооценивает реальной опасности, грозящей ему на дороге. Воспитывать у детей чувство ответственности за своё поведение на улице и добиваться того, чтобы соблюдение правил дорожного движения стало для них привычкой, прививать детям навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения - это задачи взрослых. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста воспитатели МБДОУ детского сада «Солнышко» с.Красное учат детей правилам дорожного движения, безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Обучение осуществляем несколькими путями. Прежде всего , через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимают и называют предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируют эти отношения и делают выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы воспитателей, через занятия, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач и видеофильмов, с помощью подвижных игр. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Одна из главных задач воспитателей - доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил.
В каждой группе детского сада созданы «Уголки безопасности», где собран наглядный и игровой материал по правилам дорожного движения. Дети самостоятельно играют в игры и рассматривают иллюстрации, знакомятся с художественной литературой по правилам дорожного движения, отгадывают загадки о пешеходном переходе, светофоре, дорожных знаках. С детьми проводятся дидактические, словесные, сюжетно-ролевые игры. Проводятся беседы о правилах поведения на дороге, наблюдения на прогулке за движущимся транспортом.
Старший воспитатель: Гриднева О.Б.
Паспорт Дорожной безопасности МБДОУ детского сада "Солнышко" с Красное
Паспорт Дорожной безопасности ФМБДОУ детского сада "Солнышко" с Красное в с.Яблоново
Информация по дорожной безопасности
(по материалам сайта ГИБДД Липецкой области)
1. Пассивные средства защиты пешехода, пассажира, водителя
3. Семь правил безопасной поездки с ребёнком в автомобиле
4. Правила безопасности для пассажиров маршрутного транспорта.
5. Организация перевозки группы детей автобусами
7. Факторы, отвлекающие внимание при переходе дороги
9. Организованная перевозка группы детей
10. Водители, двигайтесь навстречу безопасности
11. Родители, двигайтесь навстречу безопасности
12. Пешеходы, двигайтесь навстречу безопасности
13. Велосипедисты, двигайтесь навстречу безопасности
14. Брошюра. Безопасность с пелёнок
Памятка для родителей о необходимости использования светоотражающих элементов.
Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге?
Памятка для родителей "Грамотного пешехода"
Памятка для родителей "Грамотного пассажира"
Проект "Безопасность на дороге"
Конспект интегрированного занятия "Путешествие в Страну Дорожного Движения"
Школьники в гостях у дошколят. Отчёт о проведении мероприятия.
Спортивно-развлекательная игра «Весёлый светофорчик
Спортивное развлечение для старших дошкольников "Путешествие по городу Дорожных Знаков"
Цикл бесед для дошкольников "Правила дорожного движения выполняй без возражения"
Картотека дидактических игр по ПДД
Картотека. Подвижные игры по ПДД
Сценарий развлечения "Посвящение в ЮИД. 2021г"
Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Но дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка «Правила дорожного движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
На основании федерального закона № 196-ФЗ от 10.12.1995 г. с изменениями от 13.07.2015 г. «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:
приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении;
приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;
соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Возрастающая плотность уличного движения делает дороги всё более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.
Дошкольный возраст – плодотворный период: в это время развиваются наглядно – действенное и наглядно – образное мышление, речь; закладываются предпосылки для развития словесно – логического мышления; формируются основы для развития всех психических процессов. Сегодня дошкольные организации стремятся обеспечить своим воспитанникам качественное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры поведения на дорогах и улицах.
Воспитание безопасного поведения у детей на дорогах и профилактика детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) – одна из важнейших задач дошкольного учреждения. Под профилактикой ДДТТ - понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий, способствующих дорожно-транспортным происшествиям (ДТП), в которых погибают и получают травмы дети и подростки. Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в детском саду следует так организовать его воспитание и обучение, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим дошкольников с правилами дорожного движения, тем меньше будет происходить происшествий с участием детей.
Современная жизнь заставляет педагогов искать новые формы работы с детьми в этой области.
Коллективом МБДОУ детского сада «Солнышко» с.Красное созданы оптимальные условия для обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах.
Организацию работы по формированию культуры поведения на улице мы начинаем с планирования работы по обучению детей правилам дорожного движения в начале учебного года при составлении годового плана работы, разрабатывается и план работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Важно отметить, что в этом процессе задействованы не только педагоги и воспитанники, но и родители, а также представители социальных институтов.
ЦЕЛЬ:формирование у воспитанников навыков осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах села (города).
Задачи:
усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице через игровую деятельность;
формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребёнок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;
развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Решение поставленных задач и цели осуществляется с помощью комплекса методов исследования:
теоретического анализа;
обобщения психолого-педагогической и методической литературы;
анализа нормативно-правовой документации ДОУ:
- план-схема района расположения МБДОУ ЦРР - детского сада №2 «Солнышко» с.Красное, пути движения транспортных средств и детей (воспитанников);
- план работы по профилактике ДДТТ на 2018-2019 учебный год;
- основная общеобразовательная программа МБДОУ ЦРР - детского сада №2 «Солнышко» с.Красное;
- методические рекомендации для воспитателей по профилактике ДДТТ;
анкетирования.
В каждой группе разработаны тематические планы работы с детьми, учитывающие возрастные и индивидуальные особенности детей разного возраста. С правилами дорожного движения знакомят уже с 3-х летнего возраста.
Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют.
Игра как ведущий вид детской деятельности способствует познанию социальной действительности, обеспечивает усвоение различных социальных ролей, в игре ребёнок вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми. Игра обогащает личный опыт ребёнка, является инструментом творческого самовыражения, развивает память, мышление, формирует силу воли – учит и воспитывает дошкольника.
Во время сюжетно-ролевой игры дети учатся правилам перехода проезжей части, узнают, что на дорогах есть знаки, которые предупреждают пешеходов и водителей о том, что ждёт их впереди, знакомятся с элементами разметки и т.д.
Содержание детских игр отражает реалии настоящего окружающего ребенка мира. Это наилучшим образом сказывается на развитии детей, так как отражение в играх современной и актуальной в определенный момент времени действительности.
При формировании у дошкольников безопасного поведения на дорогах через игровую деятельность были определены следующие принципы:
Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.
Наглядность – дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.
Деятельность – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
Интеграция – интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.
Дифференцированный подход – решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.
Возрастная адресованность – одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
Таким образом, через игровую деятельность у детей формируются следующие знания и умения:
Дети знают, могут узнавать и называть разные виды транспорта;
Имеют представление о дороге, умеют различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину и знают их назначение;
Знают сигналы светофора и их значение;
Имеют элементарные представления о правилах дорожного движения в качестве пешехода.
Каждодневные наглядные примеры, с которыми дети сталкиваются в процессе своего общения с дорогой, часто бывают сильнее знаний «теории», которые они получают в процессе обучения. В этом случае игра, моделируя реальные ситуации и действия, выступает мощным средством обучения, которое позволяет избежать на практике негативного влияния окружающей среды.
В процессе воспитания и обучения детей по профилактике ДДТТ учитывается следующее: важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
во время обучения не ограничиваемся словами и показом картинок, а вместе с родителями и детьми организовываем экскурсии к дороге,
проводим наблюдения за реальной дорожной обстановкой;
занятия проводятся не только по графику и плану, а используем каждую возможность в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью усвоить правила дорожного движения.
Работа с детьми по правилам дорожного движения будет эффективна лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил поведения на дороге является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь игрой, дети усваивают основные требования правил, осознают, кто такие пешеходы, водители, регулировщики. У детей очень хорошо развито воображение, и только яркие моменты оставляют в их памяти нужные знания. Любой ребёнок быстрее поймёт и усвоит ПДД, преподнесённые не только в обыкновенной беседе, но и в сказке, викторине, игре.
Воспитатели проводят интегрированные занятия, где используются различные виды деятельности: аппликация, разучивание стихотворений, рисование, конструирование, развитие речи, музыкальные и физкультурные занятия.
Предметно-развивающая среда по профилактике ДДТТ
Для реализации программных задач по обучению детей правилам дорожного движения в МБДОУ ЦРР - детском саду №2 «Солнышко» с.Красное создана предметно-развивающая среда по ПДД.
Создавая предметно-развивающую среду, необходимо помнить, что среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Предметно-развивающая среда в МБДОУ ЦРР - детском саду №2 «Солнышко» с.Красное по обучению детей Правилам дорожного движения способствует познавательному развитию ребенка, установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Условия для самостоятельной деятельности:
В каждой группе созданы уголки «Безопасности дорожного движения», где показаны различные ситуации на дорогах, собраны игры, ребусы, кроссворды, имеются папки-передвижки с информацией для детей и родителей.
В игровые уголки по правилам дорожного движения входят:
3-4 года:
Развивающая среда:
1. Макет: тротуар, проезжая часть, светофор.
2. Рули.
3. Дидактические игры.
4. Художественная литература:С.Михалков «Светофор», «Зайка-велосипедист»
«Улица шумит» и др.
4-5 лет:
Развивающая среда
1. Макет: перекрёсток, зебра, островок безопасности.
2. Крупные и мелкие дорожные знаки.
3. Картинки на классификацию видов транспорта.
4. Книжка-раскладушка для родителей «Что должны знать дети о правилах дорожного движения.
5. Машины, дорожные знаки.
6. Художественная литература по данной теме.
7. Иллюстрации с изображением транспортных средств.
8. Дидактические игры.
5-7 лет
Развивающая среда:
1. Макет: разные виды перекрёстков, «Зебра».
2. Запрещающие и предписывающие знаки, жесты регулировщика.
3. Атрибуты к сюжетно-ролевым играм: жезл, фуражки, шапочки-машины, кепка ДПС.
4. Дидактические игры.
5. Картотеки подвижных игр; сюжетно-ролевых игр; словесных игр. дидактических игр; игр с макетом и других игр по правилам дорожного движения.
6. Книжки-раскраски.
7. Альбомы «Транспорт», «Специальные машины», «Ситуации на дороге»
8. Плакаты.
9. Художественная литература по данной теме.
Имеются макеты улиц, где обозначены перекресток, указатели для пешеходов, имеются макеты домов. Дети не только играют, но и одновременно отрабатывают, закрепляют значения дорожных знаков, знания правил поведения культурного пешехода и водителя, разбирают совместно с воспитателем ситуативные задачи по безопасности дорожного движения.
В 1 из коридоров ДОУ оформлен уголок ПДД.
Таким образом, созданная предметно-развивающая среда в группах соответствует ФГОС, позволяет проводить разнообразные формы работы с детьми, обеспечивает разные виды деятельности ребёнка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности.
Формы работы с детьми по профилактике ДДТТ
Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице, используемые в нашем детском саду:
1. Игровая деятельность:
подвижные игры;
дидактические игры;
настольно-печатные игры;
сюжетно-ролевые игры;
игры-драматизации и театрализованные игры;
игры с макетом.
2. Непосредственно образовательная деятельность
Теме ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактике ДДТТ отведена часть непосредственно образовательной деятельности (НОД) по любому разделу программы. НОД или занятие организуется в форме занятие - игра, занятие-путешествие, на которых педагоги используют различные методы:
рассматривание картин и иллюстраций;
составление описательных рассказов по картине;
составление рассказов из личного опыта;
разучивание стихотворений;
разыгрывание игровых обучающих ситуаций правильного и неправильного поведения на улице, в общественном транспорте и т.д.;
решение проблемных задач и ситуаций;
слушание аудиозаписей песенок, сказок;
просмотр мультфильмов, слайдов.
По продуктивным видам деятельности выполняются индивидуальные и коллективные работы соответствующей тематики, используя спектр возможностей для моделирования с различными материалами; раскрашивать картинки в книжках - раскрасках.
В конструктивной деятельности воспитатели предлагают детям строительный
материал, при помощи которого можно построить дороги, переезд, перекрёсток, различные здания, транспорт.
На занятиях по развитию элементарных математических представлений созданы условия для освоения правил уличного движения, связанных с дифференцированием пространственных направлений (по какой стороне тротуара надо ходить, как обходить стоящий транспорт, где переходить улицу); следует учить пользоваться планами, схемами, моделями (найти дорогу по словесному описанию, по рисунку, схеме); решать логические задачи, задачи-шутки.
Беседы, викторины.
Данные формы работы проводятся с целью выявления имеющихся знаний и
представлений детей, определения направлений, по которым необходимо проводить в дальнейшем специальное обучение. Примерные темы бесед, викторин:
«Что такое улица?», «Для чего нужны машины» (младший дошкольный возраст).
«Почему детям нельзя выходить на улицу без взрослых?», «Правила пешеходов» (средний дошкольный возраст).
Для детей старшего дошкольного возраста:
«Правила пешеходов»; «Где и как переходить улицу».
«Какие правила нужно соблюдать при переходе дороги?».
«Что вы знаете о работе инспекторов ГИБДД?».
«Для кого предназначены дорожные знаки?.»
«Как надо вести себя в общественном транспорте?» и т.д.
Игровые проекты: «Дорожная азбука», «Школа Светофорика», «Азбука пешехода».
В рамках художественно-изобразительной деятельности организованы:
конкурсы рисунков;
выставки моделей, макетов;
изготовление атрибутов к играм.
В рамках художественно-речевой деятельности проводятся:
вечера загадок;
викторины;
конкурсы стихов и рассказов;
развлечения, праздники;
спектакли, театрализованные постановки.
Проведение праздников, развлечений является эффективной формой работы
по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению правилам дорожного движения.
Таким образом, разнообразные формы работы с детьми по профилактике ДДТТ, в том числе и в игре, позволяют сформировать у детей первоначальные знаний о правилах безопасного поведения на улице; сформировать у детей качественно новые двигательные навыки и бдительное восприятия окружающей обстановки. Ребёнок учится не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентироваться на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов; развивают у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
Взаимодействие с родителями воспитанников
В целом, работа нашего дошкольного учреждения по усвоению детьми правил безопасного движения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями.
Направления работы с родителями по профилактике детского дорожного травматизма:
Привлечение внимания родительской общественности к существующей проблеме, в разъяснении родителям необходимости соблюдения Правил дорожного движения и привлечение их к созданию условий, способствующих формированию у детей знаний и навыков пешеходов;
выработка плана совместных действий;
пропаганда безопасного поведения на улице всех участников дорожного
движения средствами наглядной информации: плакатов, стенгазет, буклетов, журналов, видеороликов, фотостендов с целью предупреждения опасного поведения на улице;
повышение уровня компетентности взрослых в знании правил дорожного
движения культуры поведения на улице;
активизация внедрения детских удерживающих устройств в автомобилях;
ознакомление с психофизиологическими и возрастными особенностями
восприятия дошкольниками и первоклассниками информации по основам безопасности дорожного движения;
информирование о формах и методах воспитания у ребёнка уважения к
правилам дорожного движения и их выполнения;
активизация участия родителей в педагогическом процессе дошкольного
учреждения: в организации и проведении совместных мероприятий с использованием их профессионального опыта медицинского работника, сотрудника милиции;
приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей
среды в помещении и на улице дошкольного учреждения;
выявление информированности родителей об опыте своего ребёнка в осознании источников опасности на дороге в условиях проживания их семьи.
2. Родительские собрания, беседы с решением проблемных обучающих ситуаций по правилам дорожного движения, с приглашением работников полиции,
ГИБДД.
3. Совместные праздники, развлечения, проекты под девизом «Улицы села - территория безопасности для детей».
4. «Родительский всеобуч» (просвещение родителей по вопросам ДДТТ).
5. Мастер – класс «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»
6. Составление карты-схемы: «Мой двор», «Моя улица», «Безопасный путь в детский сад».
7. Консультации:
«Безопасность детей – забота взрослых»;
«Вы, ребёнок и автомобиль»;
«Правила дорожного движения – знать каждому положено».
8. Издательство листовок, памяток, буклетов под рубрикой «Правила дорожные - всем нам знать положено».
9. Выпуск газеты «Школа дорожных наук».
Таким образом, понимая проблему безопасности дорожного движения и осуществляя планомерную и целенаправленную работу по формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах с.Красное, мы, педагоги, можем предположить, что полученные знания пригодятся нашим воспитанникам в дальнейшем и, сохранят им не только здоровье, но и жизнь.
При обучении детей основам дорожной грамоты педагогический коллектив детского сада придерживается следующих правил:
- не механически заучивать с детьми правила дорожного движения, а воспитывать у дошкольников культуру поведения на дороге;
- сочетать изучение правил с развитием у детей координации, внимания, наблюдательности;
- использовать все доступные формы и методы работы: рассказ и игра, викторина и рисование, практические занятия и показ видеофильма, чтение книг и экскурсии - всё в комплексе влияет на воспитание у детей навыков безопасного поведения на дороге.
Мы уверены, что наша работа сформирует у наших воспитанников и их родителей активную жизненную позицию, стремление неукоснительно следовать правилам. И тогда можно сказать, что мы идём в будущее по безопасной дороге.
Работы воспитанников на конкурс "Дорога глазами детей"
Выставка работ воспитанников.
Акция "Письмо водителю"
Посвящение в ЮИД
Посвящение в ЮИД
Беседа по ПДД в группе "Теремок"
Любимая игра
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка телеграмм